ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА В 2015 ГОДУ

Утвержден Решением Общественной палаты Металлургического района города Челябинска « 31 »  марта 2016 Гражданское общество – это один из главных элементов развития демократического государства. Последние годы особым вниманием со стороны государственных и муниципальных органов власти отмечены поддержка и развитие гражданских инициатив. На необходимость развития гражданского общества всегда обращает внимание президент РФ в своём ежегодном Послании Федеральному Собранию: «… Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни».

В стране возникла необходимость в создании сообщества людей, которые выражали бы мнение и взгляды не партий или местных элит, а мнение, точку зрения простых горожан. Поэтому такому сообществу вовсе не обязательно заниматься популизмом и бороться за симпатии избирателей. Таким сообществом стал в последние годы – институт Общественных палат.

Историческое развитие всех стран показывает, что интересы государства не могут совпадать в полной мере с интересами общества. Предотвратить развитие конфликта между обществом и властью можно, выстроив систему коммуникаций, на ранних этапах выявлять и регулировать противоречия в русле нормального конструктивного диалога. С появлением и развитием этого института на региональном и муниципальном уровне у граждан появляется возможность не только транслировать власти свои запросы, но и реализовывать на практике свои потребности. В этом и есть суть гражданского общества.

Сильным гражданское общество будет лишь в том случае, когда сформируется снизу из народа. Без его создания трудно рассчитывать на существование демократии, на культ демократических ценностей в обществе. Мировой опыт показал, что государство будет эффективно функционировать при наличии над ним общественного контроля. Понимая это, в России был принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Несмотря на многочисленные вопросы юристов и общественников к отдельным статьям закона, это всё же существенный шаг на пути создания гражданского общества.

Общественная палата Металлургического района была сформирована в апреле – мае 2015 года. Создание института Общественных палат внутригородских районов – требование реформы местного самоуправления, которую инициировала федеральная власть. Общественная палата Металлургического района отработала первые семь месяцев. Этот период пошёл на формирование комиссий, осознание каждым членом палаты возложенных на него обязанностей, поиску практических шагов деятельности Общественной палаты.

Общественная палата не располагает распорядительными функциями, все её решения носят чисто рекомендательный характер. Одной из основных задач, стоящих перед палатой, является обобщение и представление администрации Металлургического района наиболее значимых интересов и потребностей жителей района и содействие в их практической реализации исходя из имеющихся возможностей. Палата провела четыре пленарных заседания. Членами палаты были рассмотрены следующие вопросы:

  • летний оздоровительный отдых детей обучающихся в школах района;
  • взаимоотношение жителей района с управляющими компаниями, оказывающими услуги по содержанию МКД;
  • доступность поликлинической помощи для    населения;
  • реализация региональной программы капитального ремонта МКД на территории района;
  • развитие детского и массового спорта в районе.

Часть принятых палатой  решений, были направлены в Совет депутатов Металлургического района и администрацию Металлургического района. В пленарных заседаниях палаты принимали участие представители администрации района, Совета депутатов, управляющих компаний, председатели КТОС и председатели Совета собственников помещений в МКД.

Общественная палата за отчётный период столкнулась с низким уровнем социальной активности граждан. Это можно объяснить отсутствием доверия населения не только к органам государственной и муниципальной власти, но и к общественным организациям, реализующим политику развития институтов гражданского общества. В обществе укоренилось мнение, что интересы населения не учитываются в принятии управленческих решений органами власти любого уровня. Сломать эти стереотипы – это главная задача Общественной палаты Металлургического района.

Практически в период становления, Общественная палата не наладила взаимоотношения с общественными организациями и объединениями, функционирующими на территории Металлургического района. В районе много организаций с богатым опытом и интересными инициативами. Достаточно назвать такие как: совет ветеранов ПАО «ЧМК» и совет ветеранов войны и труда Металлургического района, клуб краеведов-любителей «Колесо истории», районное отделение общества инвалидов, комитеты территориального общественного самоуправления.

Роль КТОС и Советов собственников помещений МКД сегодня значительно повысилась. Эффективная реализация региональной программы капитального ремонта общедомового имущества МКД без активного участия общественников невозможна. Программа рассчитана до 2043 г. Это прекрасная возможность постичь основы общественного контроля, повысить уровень активности у населения и ответственности за реализуемую программу. Большой резерв в работе Общественной палаты – составление реестра НКО, работающих в районе и налаживания конструктивного взаимодействия с ними.

Состояние гражданского общества в районе определяется не только наличием соответствующих институтов, но и характером деятельности органов муниципальной власти. В Металлургическом районе понимание конструктивного демократического отношения власти к Общественной палате, как институту гражданского общества, ещё только складывается. Институты гражданского общества из ничего не рождаются, обязательно должен быть интерес со стороны общественности, и со стороны власти.

В отчётный период Общественная палата в своей деятельности сумела продемонстрировать формат деполитизации и департизации. И это очень важно. Несмотря на то, что состояние гражданского общества в Металлургическом районе ещё нескоро будет соответствовать реальным демократическим принципам, мы надеемся, что 2016 год будет более продуктивным в части взаимодействия с органами муниципальной власти, с Советом депутатов Металлургического района, с общественными объединениями района.

Заместитель председателя Общественной палаты  Металлургического района  И.И. Марковских