Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

«Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации указанного конституционного права, образует Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.

На уровне субъектов Российской Федерации также приняты законодательные акты, регулирующие правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан. На территории Челябинской области действует закон Челябинской области «О рассмотрении обращений граждан» от 27.08.2009 №456-ЗО. Кроме того, в каждом государственном и муниципальном ведомстве приняты положения и нормы, регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан.

Защита прав и свобод человека и гражданина — одна из ключевых задач органов прокуратуры России, выполняя которую они не подменяют иные государственные органы.

В России исторически сложилось, что прокуратура — государственный орган, который безвозмездно выступает в защиту прав человека и гражданина, оказывая бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Особое внимание прокуроры уделяют защите прав социально уязвимых категорий граждан: пенсионеров, нетрудоспособных и престарелых граждан, несовершеннолетних. Не случайно число лиц, обратившихся в прокуратуру за защитой своих прав, неуклонно возрастает.

В 2015 года в прокуратуру Металлургического района г. Челябинска поступило 2148 обращений (в 2014 году — 1950 обращений). Непосредственно в прокуратуре района разрешено по существу 1578 обращений, что на 138 больше, чем в прошлом году. В другие ведомства для разрешения направлено 548 обращений, или 25,5% от общего количества поступивших жалоб. В 2014 году на разрешение в другие ведомства направлено 23% из всех поступивших жалоб.

В отчетном периоде из общего количества разрешённых обращений удовлетворено 477, процент удовлетворяемости составил 30,2 %.

По-прежнему, наибольшее количество жалоб и обращений поступает по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, в 2015 году их разрешено — 1048. По вопросам следствия и дознания (включая жалобы на действия и решения дознавателя, органа дознания и

следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении) разрешено – 504 жалобы.

Обращения, поступающие в органы прокуратуры могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина представителем общественной организации, трудового коллектива, и коллективными. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

В случае указания заявителем в обращении заведомо ложных сведений расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения, могут быть взысканы с заявителя по решению суда.

Заявление гражданина о прекращении рассмотрения его обращения дает право проверяющему его заявление должностному лицу органа прокуратуры прекратить дальнейшую проверку, если в полученных материалах нет сведений о наличии нарушений закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования.

Все поступающие в органы прокуратуры РФ письменные обращения регистрируется в течение 3-х дней с момента поступления в органы прокуратуры.

Жалобы на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов Следственного комитета и прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.

Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату. На обращение, не содержащее сведений о лице, направившем его (не указаны фамилия и почтовый адрес), ответ не дается.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в 7-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

Не подлежат разрешению в органах прокуратуры РФ обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры. Об этом в срок не позднее 7 дней автору обращения направляется мотивированное сообщение

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные

государственные органы, об этом в 7-дневный срок сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению.

Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.

Без разрешения может быть оставлено обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.

Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных или иных лиц продлевается с одновременным уведомлением их авторов о причинах задержки ответа и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.

Прокуратура Металлургического района г.Челябинска».